Порой интересно наблюдать за вполне успешными семьями. Вот они летят на отдыхать Бали или на Красное море, затем слышно, что они только что вернулись с австрийского горнолыжного курорта. Ездит семья как минимум на BMW X5 или подобном автомобиле. Ну, чем тут можно удивить такое обеспеченное во всех отношениях семейство? Оказывается, достаточно, им просто предложить покататься здесь, на российских просторах, в глубинке, на финских санях. В какой-то жизненный момент можно просто устать от сноубордов и горных лыж на дорогом курорте, и других модных развлечений и вспомнить что-то знакомое, но хорошо забытое, какое-то развлечение родом из детства. Например, финские санки.
Такое развлечение доступно сейчас в любом загородном парке и по вполне доступной цене – от 50 до 100 рублей в час. Можно, конечно же, приобрести и свои собственные финские сани, только вот такой шаг нужно обдумать заранее.
Из истории финских саней
Финские сани с древних времен были традиционным способом катания и передвижения вообще среди народов Северной Европы. Сам по себе процесс катания на финских санях происходит из северных частей Скандинавии из небольшого городка под названием Jämtland. Именно отсюда финские сани и распространились на всю территорию Финляндии, а затем и через Эстонию попали к нам в Россию. Именно поэтому сани и стали называться именно «финскими», хотя эстонцы их называют почему-то soome kelk. Ну а сам процесс катания на финских санях называется по-английски kicksledding (если надумаете поискать в поисковике информацию на английском).
Процесс развития автопрома заставил сильно сдать позиции финских саней даже на территории родной страны, чего уж говорить о России. Связано это еще и с тем, что многие улицы городов стали посыпать песком и солью, что автоматически уменьшило число мест, пригодных для катания. Однако к концу 19 века финские сани вдруг неожиданно опять стали такими же популярными, как и на заре своего создания.
Еще в 1882 году одна спортивная газета в Стокгольме писала об удивительном транспортном средстве, передвигающемся ногами вперед. Это и были финские сани. Самым известным энтузиастом в катании на финских санях в Швеции был капитан Виктор Бальк, член первого в мире олимпийского комитета и друг барона де Кубертена. Именно Бальку приписывают открытие первого в мире клуба финских саней в 1889 году в Стокгольме.
Мода на создание клубов любителей катания на финских санях стала стремительно распространяться по Скандинавии, и в 1891 году аналогичный клуб был организован уже на родине чудо средства передвижения, в финском городе Оулу. Основателем клуба в Финляндии считается полковник Эдвард Фурухайелм, известный тем, что организовал первые в мире гонки на финских санях среди солдат своего полка. Кроме того, знаменитый полковник требовал, чтобы финские сани всячески использовались в качестве транспортного средства и среди своих подчиненных, заставляя их во время увольнительных добираться до родных мест с помощью финских саней. Может быть именно благодаря этому, финские сани в Финляндии к 1906 году стали считаться одними из трех самых популярных видов зимнего спорта, наравне с беговыми лыжами и коньками.
Финны до сих пор помнят имя человека, который впервые предложил использовать для таких саней железные полозья вместо используемых до тех пор деревянных. Имя этого изобретателя - механик Оскари Терхи из небольшого финского городка Сало. Именно он в 1900 году соорудил первые в мире финские сани с железными полозьями. Таким образом, финские сани начала 20-го века и их современные собратья практически ничем не отличаются друг от друга.
Производители финских саней
Современные финские сани производятся небольшими заводами стран Швеция и Норвегия, которые и по сей день конкурируют между собой. Годовой объем по производству финских саней в самой Финляндии составляет двадцать тысяч штук, подавляющее большинство которых производится заводом ESLA, являющимся и по сей день самым известным производителем финских саней в мире.
В наше время, конечно же, многие могут и не согласиться с использованием финских саней в качестве одного из видов транспортного средства, однако они весьма удобны в эксплуатации, не требуют специального ухода в отличие от других видов спортивного инвентаря. Самое большее обслуживание, необходимое для финских саней – это периодическая затяжка болтов и гаек.
Гонки на финских санях
Многие предполагают, что катание на финских санях - это удел исключительно пожилых людей, размеренно катающихся друг за дружками по парку или школьников, весело катящихся с горки вниз, да рыбаков зимней вида рыбалки - подледной ловли. И мало кто знает о том, что оказывается финские сани – это еще и гоночный вид спорта.
Самой известной до сих пор гонкой на финских санях на длинные дистанции была гонка организованная еще в 1891 году, маршруты которой: Стокгольм- Упсала, и также Стокгольм- Södertälje-Стокгольм. Финские сани были настолько популярными в те времена, что их даже ввели в качестве официального вида спорта на зимних спортивных играх – одного из крупнейших на то время фестиваля зимних видов спорта. Кстати, тогда все победители были из Швеции.
Возрождение гонок на финских санях относится к 80-м годам 20-го века, когда они стали проводиться как на льду, так и на специально оборудованных для этих целей трассах. Расстояние для преодоления гоночных трасс могло варьироваться в пределах от 200 метров до 100 километров. Самые известные соревнования на льду проходят в настоящее время на ежегодном чемпионате мира в крохотном финском городке Multia. Самым же известным современным гонщиком на санях считается Хану Вайерикко, непрерываемая череда побед которого длилась на протяжении целых одиннадцати лет вплоть до 1998 года.
Покупка финских саней
Может быть, прочитав всю выше описанную информацию, вы решили не зависеть от того, есть ли в наличии финские сани для проката в загородном парке или подстраиваться под их график работы и решили приобрести финские сани для пользования всей семьи. Кстати, почему бы и не приобрести «финки», особенно если особенности загородного ландшафта вашей дачи позволяют кататься на собственных санях круглую зиму? Кстати, одной пары саней вполне достаточно, чтобы на санях могла кататься не только вся семья, а и многочисленные гости. По сравнению с другими видами спорта, когда каждому участнику нужен свой собственный инвентарь или обмундирование, стоимость одних финских саней на всех является откровенно дешевым вариантом. Итак, какие же виды саней доступны на российском рынке?
Финские сани для прогулок
Длина полозьев прогулочного варианта финских саней составляет два метра. На таких санях запросто можно рассекать по ледяной глади катка, развивая при этом вполне приличную скорость. Если же необходимо съехать на рыхлый снег, то на стальные лезвия полозьев всегда можно надеть пластиковые полозья, которые выполнены в виде привычных беговых лыж. Такие полозья обычно предлагаются в виде опционного набора к саням, при этом незначительно удорожая покупку.
Конструкция «финок» при этом отличается хорошим запасом прочности, особенно это относится к ножкам кресел, внутри которых расположены железные стержни. Кресло саней традиционно изготавливают из хорошо просушенных пород древесины, которую затем покрывают краской и закрепляют бесцветным лаком. Финские сани чрезвычайно удобны в процессе транспортировки, так как выполняются в складывающемся варианте. Чтобы превратить сани в некое подобие ручной клади, необходимо всего лишь открутить пару-тройку винтиков. В разобранном варианте «финки» вполне удобны для транспортировки в багажнике автомобиля или даже в электричке. Масса классического комплекта к финским саням составляет порядка десяти килограммов.
Мечта рыбака
Другой вариант финских саней предназначен для любителей зимней рыбной ловли. Такие сани так и называются «мечта рыбака». В отличие от прогулочных саней, длина полозьев рыбацкого варианта составляет 1.37 метра, что существенно влияет на их массу (8.2 кг). Кроме того, «мечта рыбака» оборудуется, как правило, выдвигаемым за габариты саней катафотом (для классической модели), и специальными крюками с резинками для удобства крепления рыболовецкого ящика со снастями. Так как такой тип саней рассчитан, прежде всего, на транспортировку рыбацкого снаряжения, его «подножник» располагается на достаточно близком расстоянии от «сидушки» стула. Без сомнения, долговременное путешествие на таких вот санях не доставит вам много удовольствий, но вот посидеть несколько часиков у лунки в ожидании клева на таком вот кресле можно в относительном комфорте. Отметим, что «мечта рыбака» также доукомплектовывается пластиковыми полозьями, и стоимость рыбацких саней не отличается от стоимости саней прогулочного варианта.